Юнеско 2025
Объявление о выдвижении кандидатур — Международные премии ЮНЕСКО в области грамотности 2025 г. / Обращение к кандидатам — Международная премия за алфавитизацию ЮНЕСКО 2025 г.
Уважаемые партнеры,
ЮНЕСКО рада объявить о начале приема заявок и номинаций на Международные премии ЮНЕСКО за распространение грамотности 2025 года.
С 1967 года Международные премии ЮНЕСКО за распространение грамотности вручаются за выдающиеся достижения и инновации в области распространения грамотности. Более 500 проектов и программ, реализуемых правительствами, неправительственными организациями и отдельными лицами по всему миру, были удостоены этих престижных премий, с помощью которых ЮНЕСКО стремится поддерживать эффективные практики распространения грамотности и поощрять развитие динамичных грамотных обществ.
Тема этого года — «Продвижение грамотности в цифровую эпоху».
Все заявки пройдут процедуру выдвижения национальными комиссиями по делам ЮНЕСКО или НПО, поддерживающими официальные отношения с ЮНЕСКО. Заявитель может запросить доступ к онлайн-форме заявки по этой ссылке: https://unes.co/ilp-account.
Крайний срок подачи заявок кандидатами в номинирующие организации — 13 июня 2025 года, а крайний срок подачи номинирующими организациями своих номинаций в ЮНЕСКО — 27 июня 2025 года.
Любые вопросы относительно процесса подачи заявок и номинирования следует направлять в Секретариат Международных премий ЮНЕСКО за распространение грамотности, расположенный в Секции молодежи, грамотности и развития навыков Сектора образования ЮНЕСКО (телефон: +33 1 45 68 08 59; электронная почта: literacyprizes@unesco.org).
Лидерство в демократии: новое региональное издание о распределенном лидерстве в образовании для Латинской Америки

Региональное издание доклада GEM 2024/5 по лидерству и образованию: лидерство для демократии, подготовленное в партнерстве с OEI, было представлено на прошлой неделе в Боготе на мероприятии высокого уровня с восемью министрами и заместителями министров образования из региона под эгидой Министерства национального образования Колумбии. Региональное издание фокусируется на распределенном лидерстве в школах, активной форме гражданского образования, посредством которой директора школ используют коллективный опыт школьного сообщества для установления и достижения общих целей.

Региональное издание опиралось на тематические исследования из шести стран — Аргентины, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рики и Гондураса — и на опрос 17 министерств образования в регионе, проведенный OEI, который рассмотрел способы, которыми они включают аспекты распределенного лидерства в школах, процессы принятия решений, механизмы оценки и подотчетности. Оно также опиралось на профили стран PEER по национальной политике, нормам и правилам, охватывающим условия труда, процессы отбора и программы обучения для руководителей школ.
Прочитайте отчет на английском, испанском и португальском языках
Прочитайте резюме на английском, испанском и португальском языках
Посмотрите многоязычные материалы социальных сетей
Посмотрите запуск на высоком уровне (день 1)
Посмотрите диалоги в la Universidad dela Salle (день 2)
Каковы потенциальные последствия недавнего сокращения помощи образованию?
Новое исследование, опубликованное в блоге World Education Blog, показало, что в дополнение к подтвержденным сокращениям помощи в целях развития со стороны Бельгии, Франции, Германии, Швеции, Швейцарии и Великобритании, если приостановка помощи Соединенными Штатами будет подтверждена, то общие потери будут эквивалентны 14% помощи образованию, увеличившись до 18% в Руанде, 19% в Сомали и до 48% в Либерии.
Континентальный чемпионат African Spelling Bee 2025 в Абудже в апреле ознаменовал начало нового партнерства с GEM Report, Африканским союзом и кампанией ADEA #BorntoLearn, чтобы показать, что грамотность имеет значение. За ним последуют новые празднования #BorntoLearn на национальных чемпионатах African Spelling Bee по всей Африке в ближайшие месяцы.

Отчет GEM о туре
Год продолжился серией мероприятий, посвященных обсуждению технологий, лидерства, гендера, вопросов данных в образовании. Не пропустите наши предстоящие мероприятия, которые публикуются здесь по мере подтверждения.


Инклюзивным школам нужны лидеры инклюзивных школ – новое региональное издание по Центральной и Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии

На этой неделе был запущен новый региональный выпуск по Центральной и Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии. Дополнение к отчету GEM 2024/5 о лидерстве в образовании, он фокусируется на том, как директора прививают инклюзивный этос в своих школах. Разработанный в партнерстве с Сетью центров образовательной политики (NEPC), он основан на восьми тематических исследованиях из Албании, Боснии и Герцеговины, Эстонии, Грузии, Кыргызстана, Польши, Республики Молдова и Словении и включает результаты опросов руководителей школ.

В этом региональном издании под названием «Во имя «инклюзивности» обосновывается необходимость инвестирования в усовершенствованные процедуры отбора, обучения и поддержки руководителей школ для решения как исторических, так и новых проблем в области инклюзивности, с которыми сталкиваются школы по всему региону.
В 40% стран мира теперь действует запрет на использование смартфонов в школах.
В Глобальном отчете по мониторингу образования за 2023 год утверждается, что технологии следует использовать в классе только тогда, когда они поддерживают обучение. Это сообщение включает использование смартфонов.
К концу 2023 года 60 систем образования (или 30%) имели запреты на использование смартфонов в школах в своих законах или политике. Обновление, подготовленное ранее в этом году отчетом GEM, показало, что еще 19 систем образования ввели запреты, в результате чего общее число достигло 79 (или 40%). Эти правила описаны на веб-сайте Profiles Enhancing Education Reviews (PEER) отчета GEM, который отслеживает законы и политику в отношении технологий в образовании по всему миру.

Пробелы в обучении, связанные с языком, увеличились за последнее десятилетие.
По случаю 25-й годовщины Международного дня родного языка новый анализ отчета GEM с использованием данных PISA показал, что разрывы в обучении чтению и математике между теми, кто говорит на языке обучения дома, и теми, кто не говорит на нем, увеличились в период с 2012 по 2022 год. Разрыв между двумя группами увеличился в среднем с 12 до 18 процентных пунктов в чтении и с 10 до 15 процентных пунктов в математике в период с 2012 по 2022 год. Десятилетие было отмечено всепроникающим влиянием технологий на жизнь молодых людей, а также воздействием COVID-19, из-за которого резко упали уровни обучения как чтению, так и математике. Но это воздействие было непропорционально большим для учащихся, находящихся в неблагоприятном положении по языковым причинам.
Отчет GEM о туре
Начало года выдалось насыщенным, с серией запусков для обсуждения и дебатов по результатам последних публикаций по технологиям, гендеру, языку и лидерству.
Не пропустите наши предстоящие мероприятия, которые публикуются здесь по мере подтверждения.


Сысертские школьники выступили в роли представителей государств-членов ЮНЕСКО и рассказали про Сысерть на весь мир.
Лиза Яценко и Игорь Субботин, ученики сысертской школы №1, прошли отбор на международное мероприятие, программа которого проходит на английском языке. 22 и 23 июля, в сопровождении преподавателя Антона Шарапова, ребята приняли участие во второй международной модели ЮНЕСКО «Всемирное наследие», которая состоялась в городе Алматы, Казахстан.
Всего в образовательном мероприятии участвовали 16 выступающих со всего мира. Наших ребят пригласили в качестве делегатов Российской Федерации. Презентовать можно было любое место в России, и ребята выбрали свою малую Родину — Сысерть. Рассказали делегатам других стран, а также членам комиссии ЮНЕСКО про сердце Урала — Тальков Камень.



ПОСТ-РЕЛИЗ
В АЛМАТЫ ЭКСПЕРТЫ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА ОБСУДИЛИ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Казахстанская Национальная Федерация клубов ЮНЕСКО в рамках Программы Участия ЮНЕСКО с 3 по 4 апреля 2023 года инициировала проведение в городе Алматы Международного семинара по повышению осведомленности об Образовании в интересах Устойчивого Развития (ОУР) “Трансформация образования: разработка, оценка и внедрение”. Основной целью данного мероприятия сталоповышение осведомленности об ОУР с привлечением международных экспертов и тренеров ЮНЕСКО, которые поделились опытом в этой области с руководителями высших, средне-специальных и общеобразовательных учреждений Казахстана, а также имели возможность закрепить полученные знания путем вовлечения в образовательные воркшопы и мастер-классы.
К участию в проекте был приглашен широкий круг экспертов, включая представителей ЮНЕСКО и государственных органов, секретарей и руководителей клубов ЮНЕСКО Казахстана, ВУЗов и колледжей РК, а также международные участники из Бангладеш, Вьетнама, Кореи, Кыргызстана, Ливана, Малайзии, Непала, России, Филиппин и других стран.
Принимая во внимание текущий процесс формирования дорожной карты по развитию системы образования 2023-2029 Республики Казахстан, возникла необходимость взаимодействия сообща с такими организациями, как ООН и ЮНЕСКО совместно с международными Федерациями и Ассоциациями Клубов ЮНЕСКО, перенимая ключевой опыт в области ОУР для обучения нашего подрастающего поколения.
Проведение данного проекта создало платформу для повышения осведомленности об ОУР, расширения потенциала педагогов и обмена опытом в рамках передовых практик с целью достижения устойчивого развития и «зеленого» образования.
Участие в семинаре стало важным стимулом и отправной точкой для принятия участниками первоначальных добровольных обязательств по осуществлению мероприятий в рамках Глобальной программы действий по ОУР.
В результате реализации данного мероприятия 6 апреля т.г. Министерством просвещения РК было организовано расширенное совещание с участием всех заинтересованных сторон, где были определены первоначальные задачи по возобновлению работы Национального комитета по образованию в рамках ЦУР 4 и составлению плана мероприятий для достижения конкретных результатов в области образования в интересах устойчивого развития.
Организаторами проекта выступила Казахстанская Национальная Федерация клубов ЮНЕСКО в сотрудничестве с сектором образования Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и Национальной Комиссией РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО.
Семинар был реализован при широкой поддержке компании “Exxon Mobil Kazakhstan”, отеля “Holiday Inn Express Almaty” и Научно- Исследовательского Института «Алматыгенплан».
Фото доступны по ссылке:
+7 701 555 53 02, sg.kazfuca@gmail.com, Шинар Муханова.
Сайт: https://unescoclubs.kz/, https://www.instagram.com/unescoclubs_kz/
ЮНЕСКО
Поздравление Главы Сысертского городского округа Д.А. Нисковских с Международным днём образования
Сысерть вошла в глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО

Сысерть вошла в глобальную сети обучающихся городов ЮНЕСКО (GNLC — Global Network of Learning City). Уральский муниципалитет при поддержке правительства Свердловской области получил сертификат Института непрерывного образования ЮНЕСКО и встал в один ряд с городами-участниками со всего мира, среди которых — греческий Ираклион, датский Сённерборг, китайский Чэнду, египетский Асуан, мексиканский Сантьяго, и другие. О включении Сысертского городского округа в глобальную сеть ЮНЕСКО было объявлено 23 сентября в рамках гамбургской видеоконференции директором Института ЮНЕСКО по непрерывному обучению Дэвидом Атчоарена. Сегодня в международное движение влились 55 городов из 27 стран. Новые члены увеличили общее количество участников GNLC до 230, общее количество стран — до 64.
Благодаря членству в GNLC жители Сысерти получат доступ к международной образовательной платформе, специализирующейся на вопросах создания безопасной, инклюзивной городской среды. Это позволит им знакомиться и внедрять лучшие мировые практики в этой сфере и даст возможность вести международный диалог с городами-членами сети, которые также работают над вопросами устойчивого развития территории.
Как рассказал министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Василий Козлов, инициатива муниципалитета о присоединении к GNLC была поддержана министерством иностранных дел России и правительством Свердловской области. Она была презентована в качестве национальной заявки на участие в проекте уже на международном уровне.
«Важное условие эффективной реализации этого образовательного проекта — участие в обучении не столько администрации и ее специалистов, а всех неравнодушных к своему городу жителей. Эксперты ООН отмечают, что во время пандемии опыт обучающихся городов ЮНЕСКО со всего мира показал высокую устойчивость и востребованность», — подчеркнул Василий Козлов.
По словам главы Сысертского городского округа Дмитрия Нисковских, новая коммуникационная платформа станет еще одним инструментом формирования культурной и образовательной среды для местных жителей.
«Сысерть — город, который достоин стать членом глобальной сети обучающихся городов ЮНЕСКО. В нем живут интересные люди разных возрастов, культур и национальностей. Что может способствовать социальной сплоченности, экономическому росту и расцвету культуры? Конечно, жители города, которые вместе с нами готовы совершенствоваться, идти в ногу со временем и развивать свой край. Для этого мы готовы расширить сеть образовательных учреждений, реализовать образовательные программы для детей и взрослых», — отметил он.
Одним из примеров, укладывающихся в русло концепции непрерывного образования, в Сысерти станет строительство новой «школы будущего» в селе Патруши, которая станет не только местом обучения 1,2 тысячи детей, но и будет центром притяжения разных поколений горожан. Именно такую задачу — создавать вместо привычных школ общественные центры, ресурсы которых используются для всех жителей — ставит сегодня губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Отметим, Средний Урал по инициативе губернатора в последние годы значительно активизировал взаимодействие со структурами ООН. У региона есть проекты с ЮНИДО, ЮНЕСКО, Хабитат, Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и другими программами.
Глобальная сеть обучающихся городов ЮНЕСКО преследует две главные цели: обеспечение всеобщего и равноправного доступа к качественному образованию и построение открытых, безопасных и жизнестойких городов, основанных на принципах устойчивого развития. Обучающийся город — это муниципалитет, который эффективно мобилизует свои ресурсы во всех областях в целях устойчивого развития, содействует инклюзивному обучению от базового до высшего образования.
